Последние три недели работаю аки пчелка по 5+ продуктивных часов в день, понаблюдал за процессом работы «недостигальщиков», отметил что лично меня торкает, и в принципе этим и собираюсь поделиться. Все наблюдения давным давно всем известные и избитые истины, которые можно прочитать в любой книжке по управление проектами/таймменеджменту/GTD и т.д., я для себя просто ключевые моменты вывел, почему раньше я это знал, но не так активно применял, и почему иногда это работает и позволяет заходить в состояние потока. Погнали!
1. Фокусировка на одной задаче
Это мне кажется ключевая штука в принципе, а с несколькими помогающими инструментами — гарант эффективности. Суть в том, что в один конкретный промежуток времени (день, неделя, месяц, год) ты фокусируешься на ровно одной задаче, думаешь только над ней, засыпаешь обмозговывая новые варианты решения, и просыпаешься с мыслью «надо делать это». Никаких «ой поработаю над вон тем» — нет, кроме совсем критичных штук и просто передышек (вроде написания данного поста) — в рабочем режиме ты работаешь над одной задачей или проектом (сайтом). Это на самом деле очень важно, когда тебя не отвлекают десятки других проектов и мелочей, кто работал фрилансером — тот думаю понимает, как сложно это отделить. Для вебмастеров с десятками проектов эта проблема тоже стоит остро.
2. Фокусировка на выполнении задачи
Это тоже краеугольный камень, вместе с вопросом «что ставить в задачу». Ответ — то, что можно пощупать, потрогать, запустить, увидеть результат. Если задача стоит как «сделать сайт» — то результат, к которому ты идешь — это рабочий сайт. Не наработки, не почти готовый сайт на локалке, не заглушка — а именно рабочий сайт. Задачи ставятся только на то, на что ты сам напрямую можешь повлиять (не «3к уников с яндекса» — а «опубликовать 300 статей»). Нет задач «научиться что-то делать» — есть только «сделать что-то», и если в процессе придется поштудировать документацию, видосы и stackoverflow — это нормально, но это не есть самостоятельная задача. Нет нужды изучать язык программирования, фреймворк или библиотеку перед тем, как что-то делать — нужно просто делать и изучать все что нужно в процессе. Прокрастинаторство для многих как раз начинается с того, что придумываются десятки видов подготовительной работы к чему-то, вместо того, чтобы сделать как умеешь, и двигаться дальше.
3. Дедлайны
Без дедлайна — никуда. Это постоянная тренировка мышцы планирования и оценки требуемых ресурсов. Я сейчас пробую недельные спринты — в начале неделе я выписываю задачу, над которой я буду работать в течении недели, какой результат я хочу получить, зачем он мне нужен (как повлияет на мои долгосрочные цели), и работаю в течении недели только над этой задачей (20-35 рабочих часов, за которые можно много что сделать). Если проект слишком маленький — несколько задач записываются в одну неделю. Если слишком большой — то ставится промежуточный готовый результат, которые нужно за эту неделю сделать. Например, если ты делаешь автосайт, где нужен рубрикатор машин, Q/A раздел, парсер досок объявлений и кредитный калькулятор — то в первую неделю ты полностью разворачиваешь сайт с рубрикатором и парой разделов, получаешь законченный сайт и публикуешь его, и в следующий спринт (не обязательно два подряд) — уже делаешь парсер досок и прикручиваешь его к сайту.
Если ты не успеваешь — это значит, что ты оценил свои способности выше, чем они есть. Реальные форс-мажорные ситуации случаются редко, в основном — это банальное неумение распоряжаться собственным времени и отсутствие дисциплины. В таком случае надо выделять задачам больше времени, чтобы за неделю хотя бы их выполнять.
4. Отчеты
Общая задача на неделю бьется уже на конкретный роадмап подзадач, которые нужно делать. Не обязательно сразу их выписывать и выставлять временные рамки — но обязательно каждый день писать отчет, что именно ты сделал, прилагать скриншот результата (если это нельзя показать скриншотом — значит задача поставлена неверно). Это позволяет четко отслеживать прогресс, а так же дисциплинирует. Хорошим подспорьем будет публичность таких отчетов, в любой соц.сети, сервисах вроде Makerlog или сообщества единомышленников типа MaskersCamp. Главное давать какую-то допценность для читателей этими отчетами. Для некоторых людей, впрочем, подобная мотивация не работает — они и без неё каждый день отлично работают, либо отслеживают по коммитам (это фактически точно такой же инструмент, только более специализированный и для кодеров). Если помните, как бухой персонаж Марка Цукерберга в «Социальной сети» пилил facemash и одновременно писал в блог как он это делает — это примерно это и имеется ввиду.
5. Постановка задач
Над чем работать? Над чем угодно. Что нравится — то и нужно делать. Главное — чтобы результатом было что-то, чем могут пользоваться другие люди. Либо является частью бизнес-процессов, которые в итоге ведут к заработку денег. Это опять же тонкий нюанс, который не все осознают, хотя это больше касается именно понимания общества и экономики. Если кратко — ваша ценность для общества в том, какие услуги или товары вы им предоставляете. Если вы делаете проект для себя — вы приносите пользу только себе, и вы же сами себе за это платите (к примеру, вы написали скрипт автоматизации, который экономит вам час времени каждый день — и ваша плата за него это 30 свободных часов в месяц). И обществу глубоко наплевать, насколько хорошо вы знаете язык программирования, рисуете, пишите тексты или умеете верстать — сами по себе этим способности ничего не дают. Увеличить собственную ценность для других (и получать за это компенсацию) можно только тем, что с помощью этих способностей сделать что-то (товар/услугу), и предоставить это обществу.
Если вы еще не поняли, то задачи, цель которых улучшение вашей жизни (развлечение, обучение, экономия времени) — это не те задачи, которые надо вписывать в список дел — если вы кончено хотите получить какой-то результат (это не означает, что ими не надо заниматься и выделять время — просто это не рабочая деятельность). Ставьте задачи, результат которых которых улучшит жизнь других людей (будет им экономить время, обучит чему-то, увеличит заработок, развлечет и т.д.). И вот когда начинаешь с этой точки зрения смотреть на задачи, очень многое отбрасывается и переосмысливается, список сильно сокращается, а подход к задачам — меняется.
Например, что я делал последние три недели:
- Покупка рекламы на топсапе — дал рекламодателям простой доступ к аудитории, за который они готовы мне платить
- Email-дайджест на топсапе — дал аудитории сайта возможность подписаться и получать раз в неделю самые популярные посты, без необходимости каждый день заходить, и при этом не пропуская ничего важного. Для меня это означает увеличение охватов сайта.
- Даунлоад-дор — для потенциальной аудитории возможность быстро найти и скачать нужный файл, в обмен на просмотр рекламы. Хоть и затачивается под ПС, чтобы решать проблемы аудитории, которая ищет там возможность скачать это
- Конвертация сайта на WP — для аудитории сайта — более быстрый и удобный просмотр сайта, лучший UI и UX, связность, легче с мобилок пользоваться, удобней делегировать наполнение. Для лично меня — увеличивает стоимости сайта на бирже (капитализацию), позволяет привлечь работников к сайту, более точно размещать рекламу
- Сделал лендос сообщества — потому что удобней туда привлекать людей, с полным описанием процесса, а не на блоге пытаться объяснить. Для меня — поиск единомышленников и небольшой бонус в виде оплаты участия
Тут нет задач «настраивал новый сервер» или «разбирался, как в вордпрессе сделать Х» — потому что это лишь инструменты для выполнения задач. Котируется только то, что увеличивает ценность, которую ты даешь другим людям. Если идти чуть дальше — то только то, что принесет деньги, и увеличит твой капитал (с этой точки зрения дайджест и лендинг сообщества отбрасывается, а востребованность дора падает). Но на первых порах можно ограничится просто ценностью, тем более во многих нишах наоборот, попытка сразу заработать воспринимается как dick move, и нужно сначала заработать доверие, прежде чем начать стричь (но это касается только прямой продажи своих товаров и услуг, при косвенной уже пофиг). И не все проекты имеют коммерческую направленность.
Если вы теперь не знаете, чем заняться — поздравляю, дзен достигнут!
Ну а я пошел дальше работать, так как задача текущей недели выполнения только на 90%, и выкладывать её в паблик еще нельзя.