Телеграм каналы

Я заметил, что очень многие постоянно ругают Яндекс за то, что он занимает выдачу своими проектами, но при этом в качестве перспективного направления выбирают работать в дзене. Кого не читаешь — каждый пытается (или пытался, ибо золотое время халявного дзен-трафика уже прошло) зайти в эту нишу — и их не смущает, что это ровно тот же самый Яндекс, с теми же самыми правилами.

При этом про телеграм все в курсе, почти каждый ведет свой канал (с репостами постов из блога, или наоборот, полностью забили на стандалон и перешли в телегу), присутствует в пачке чатов. Но при этом единицы пытаются выйти за рамки «личного канала» (в сео-нише на этом полноценно зарабатывает десяток-два каналов), хотя плюсов на мой взгляд тут выше крыши:

1. Телеграм не контролируется
За несколько лет ведения нескольких каналов и чатов — я ни разу не сталкивался с администрацией телеграма. Никто мне не говорил, что я могу постить, а что нет, какую рекламу можно публиковать — а какую нет, сколько постов мне можно сделать, что я могу загружать, и так далее и тому подобное. Кроме спама — за это аккаунты блокируют. Если вы работали с любой другой соцсетью — ВК, ютуб, инстаграм, Дзен, ФБ, и даже Твиттер (в меньше степени) — у вас всегда есть сверху регулятор, который бьет по рукам всех и вся. ВК по жалобе закрывает паблики, ютуб раздает страйки за нарушение авторских прав, в инсте нельзя постить сиськи, в Дзене тебя просто блокируют, в ФБ достаточно высказать свое мнение — и везде тебе прилетает блокировка той или иной степени. Каналы в телеграме в этом плане — глоток свободы и беззакония) (ну, понятное дело, кроме совсем жести в виде мошенничества или ЦП)

2. Телеграм не режет охваты
Вновь, все соцсети явно, и поисковики опосредственно — решают за вас, кому показать ваш контент, а кому нет. В разных соцсетях по разному, но в целом — даже если вы наберете большую аудиторию — далеко не факт, что аудитория получит ваш контент, если только специально не подпишется на уведомления и старую ленту. А попасть в немилость вы можете по любому, даже самому незначительному поводу. С сайтами все происходит точно так же — сколько раз было, что вы развиваете сайт, выходите на какой-то уровень посещаемости, а потом рраз — прилетает фильтр непонятно за что, и вы теряете почти всё, а саппорт пишет «развивайте сайт»? В телеграме если вы набрали аудиторию — она останется у вас, пока человек сам не отпишется, или не перестанет заходить на ваш канал. В последнем обновлении телеграм как раз выкатил нативную статистику для каналов, и там прям сразу понятно, что откуда идет (и просмотры, и новые подписчики).

3. Дикий рекламный рынок
С одной стороны, в телеграме гораздо сложнее — нет централизованной площадки, нет одного достаточно крупного автоматизированного посредника (типа sociate) — который был бы гарантом, нет сквозной аналитики. С другой стороны — нет и связанных с централизацией ограничений, задранного ценника, невнятных алгоритмов, модерации. Почти все владельцы каналов действуют и как рекламодатели, и как размещающие рекламу, что сглаживает углы. Обо всей рекламе надо договариваться лично, без посредников, поэтому и ценник, и формат — зависит от вас. Это позволяет делать очень интересные штуки — например, рекламировать то, что на обычных площадках рекламировать запрещено, или использовать более агрессивные и творческие методы. Именно поэтому на первое место выходит именно экспертиза, реклама одного и того же продукта в одном и том же канале может по эффективности отличаться в разы.

4. А был ли мальчик?
Возьмем статистику за 2019-й год: 133 тысячи каналов, 61 млн постов, 130 млрд просмотров. В развлекательных и новостных каналах реклама публикуется каждый день, и можно предположить, что каждый 10-й пост — рекламный. Но допустим есть каналы слишком мелкие, частонаполняемые или менее рекламные, и лишь каждый 30-й пост — рекламный. Это значит, что они собрали суммарно 4 млрд просмотров. Стоимость в разных каналах разная, но колеблется от 100 до 500р за тысячу просмотров (не верите — проверьте крупные каналы с актуальным ценником), с золотой серединой в 200р. Это приводит нас к оценке рекламного рынка телеграма в 800 млн рублей в год. Это конечно мизер по сравнению с оборотами РСЯ/Адсенс/Ютуба, но тем не менее это деньги между участниками рынка (без централизованного органа, забирающего 50% комиссии), и их объемы постоянно растут (еще далеко до насыщения рынка, как это уже произошло в ВК, ютубе, инсте или сайтах. За год показатели выросли в 2.5 раза). И это уже достаточный по размеру рынок, чтобы обратить на него внимание (и это при очень фривольной оценке — реальная может быть и в 5 раз выше, а может и в пару раз меньше — все таки немалая доля рекламы — это пиар собственных проектов)

Ценники часто устаревшие, не стоит на них ориентироваться. У закрытых каналов охваты постов намного меньше

Крупнейшие каналы сейчас только-только подбираются к миллионной аудитории, и стоимость рекламного поста у них подошла к 100к рублей. Рынок все еще дикий, так что время залететь в нишу есть, при этом трудоемкость (в отличие от ютуба) здесь куда меньше. И я говорю именно о тематичных каналах, а не личных — там уже совсем другая ситуация, и ценник куда выше.

—————-

А что я? У меня есть вебмастерский чатик @topadsense, аггрегатор постов с топсапы @topsapereader (который сложно назвать каналом). Но вот месяца два назад решил проверить одну гипотезу — и она внезапно дала положительный результат. Потом начал вести канал — и аудитории зашло. Посыпались запросы на рекламу с копеечными суммами. Потом нашел редакторов — и с ними тоже получилось хорошо делегировать задачи. Начал покупать рекламу — и результаты внезапно вполне ожидаемые. Пошел естественный прирост. Пока что объемы конечно минимальные (дошел до 3.8к подписчиков), но динамика мне очень по душе. Обратите внимание, это направление никак не связана ни с сайтами, ни с поисковыми системами, ни с рекламными системами — хоть и остается почти исключительно рекламным (как и сайты).

Немного советов тем, кто таки соберется сюда идти:

1. Выбор ниши — крайне важная часть. Используйте полный список инструментов и рекомендаций, что и при выборе ниши для сайта — конкуренция, объем рынка, платежеспособность аудитории, где вы можете рекламироваться, что вы можете постить на регулярной основе. Вышеупомянутый TGstat тут поможет. Я выбрал почти случайно и мне повезло, но на потоке так сделать не получится. Из очевидного — думаю, нет смысла делать канал в нишах политики, новостей, познавательного и прочего — там уже и так дикая конкуренция. В идеале брать то, в чем вы и так разбираетесь, в чем у вас есть экспертиза и доступ к аудитории (к примеру, если у вас сайт по рецептам с 50-100к уников в день — то есть смысл создать канал с рецептами. Только не думайте, что этого будет достаточно, и вполне сойдет постить ссылки на сайт и не заниматься раскруткой канала — нет, это так не работает)

2. Начните сами вести канал. Так вы поймете, откуда и какой контент надо брать, как его оформлять, какие инструменты использовать, и сможете все это объяснить редактору. В идеале это все отрабатывать на уже живой аудитории. Те кто работает с дзеном и событийным трафиком (или работали с пабликами) — все очевидно, кто не работал — научитесь.

3. Покупать готовые каналы, накручивать подписчиков/просмотры ботами, спамить и прочее — на свой страх и риск. Иногда это дает замечательный буст, иногда — означает потерю денег и перспектив. Лучшие методы раскрутки — подлив с других источников (сайты, да. Дико неэффективно, зато бесплатно. Сюда же ВК), реклама на других каналах (3-10р за подписчика в среднем, но у меня еще мало своих данных), трафик из поиска телеграма, взаимопиар с другими каналами (когда дорастете).

—————

Для себя я не рассматриваю это как способ быстро и хорошо заработать — как раз таки нет, в телеграме этим и не пахнет. Так же тут нет прям диких объемов и перспектив для вложений единиц или десятков миллионов рублей. Это именно диверсификация сайтовых рисков, один из способов вложений средств, плацдарм для изучения арбитража в телеграме, просто фор фан деятельность — которая не требует дикой нагрузки и отлично делегируется. По своей нише я предполагаю, что до конца года смогу до 100к дорастить число подписчиков, что с умеренной рекламой должно приносить так же около 100к рублей в месяц, что вполне норм для диверсификации. Если где-то стопорнусь — ну ок, не велика потеря. Если на середине пути пойму, что выгодней влететь в арбитраж — почему бы и нет?)

Но думаю вы понимаете, что я в телеграме — нуб нубом, и этот пост одновременно и маленькое введение в нишу для совсем новичков, и запрос на экспертизу у тех, кто этим давно занимается. Поэтому вопросы к тем, кто уже работает в этой нише:

1. Какая у вас цена привлечения подписчиков, с каких источников, какие тонкости, какие форматы? (из того, чем можете в паблике поделится) Фейлы приветствуются — они не менее полезны, чем удачи.
2. Какой доход от рекламы на каналах, в зависимости от ниши, на подписчика/среднее число просмотров у постов? (насколько я далеко ушел от реалий)
3. Вообще любые особенности, которые я не включил в пост, но которые важны. Например, я не упомянул закрытые каналы, у которые конверсия в подписчики от рекламы намного выше, но при этом активность подписчиков и число отписок — существенно выше (но при этом огромное количество каналов, особенно 18+ — именно закрытые, и там свои особенности).

Буду благодарен, если поделить информацией и своими результатами) (ссылку на мой канал/нишу не надо в комментах добавлять, кому надо — тот найдет сам)