Сегодня у нас достаточно скучная и для кого-то банальная тема — о том, как правильно оценить потенциал масштабирования бизнеса. Эта статья не для новичков, которые потихой фрилансят или пилят свои сайтики на 10-30к рублей в месяц, а для тех, кто дошел до 100-200к в месяц и хочет понять, как ему вырасти до 500-1.000к/месяц. Никакого успешного успеха и мотивации, никакого «паления тем», просто математика, статистика, бухгалтерия и прочие скучные вещи.
Масштабирование нужно для того, чтобы зарабатывать больше денег. Если вы хотите больше денежек — думайте, как это можно реализовать. Если не хотите — ничего не меняйте) На данном уровне почти не работает увеличение личной эффективности и рабочих часов — только реинвест. О нем и поговорим.
1. Минимальная доходность реинвеста
Такие вещи как банковские вклады, ОФЗ, облигации, дивидендные акции — приносят доход независимо от ваших усилий, вы не несете накладных расходов при масштабировании (не важно, какого размер ваш депозит — 100к рублей или 100 млн рублей, никаких дополнительных комиссий, налогов и временных затрат вы не несете, несмотря на разницу в три порядка). Это фактически идельная инвестиция. Но за эту идеальность необходимо платить низкой доходностью — от 5% до 15% в российских реалиях, и 2-5% в долларовом мире (тут я не спец, просто посмотрел доходность трежерис и дивидендных аристократов).
Соответственно, если ваши вложения в бизнес имеют доходность ниже 10-15% годовых — то стоит закрыть бизнес и передать эти деньги тем людям, которые умеют заниматься бизнесом.
2. Время окупаемости
Производная от доходности — за какое время ваши вложения отобьются. К примеру, условная квартира под обычную аренду будет окупаться 10-15 лет, поэтому с точки зрения инвестиций это провал. Та же самая квартира, но с хитрыми схемами (покупка у застройщика или муниципалитета, перепланировка, посуточная аренда) снижает время окупаемости до 4-6 лет — и это вполне норм вариант. Чем меньше время окупаемости — тем больше вы успеете мультиплицировать капитал за свою жизнь, и если вы не планируете жить вечно — более доходные бизнесы всегда предпочтительней.
Стоит так же держать в уме «кассовый разрыв» — время от вложений средств до работы в полную силу. Это например стройка объекта, или время до индексирования сайта. Ровно тот же самый принцип — чем он меньше, тем лучше. Первый год почти для любого бизнеса — это хардкор и убыток, но затем, если все идет по плану, он выходит на плановую доходность, и для его жизненного цикла имеет вполне хорошую доходность.
Если ваши вложения в бизнес начнут отбиваться через 3-5 лет (и при этом вы не являетесь корпорацией/государством с кучей ресурсов), или у вас нет четкого плана по окупаемости — опять же, не мучайте себя, вкладывайтесь в ОФЗ.
3. Фактор масштабирования
Представьте себе обычный ресторанчик, на 20 столов, и давайте посчитаем его максимальную выручку (привет Шахову). 20 столов, 12 часов работы, посиделки по часу, средний чек 700р — максимальная выручка 5 млн в месяц. Предположим, что после вычета аренда, фудкоста, ФОТ и прочего остается 20% — 1 млн рублей. Это и есть максимальная чистая прибыль заведения для его владельца (в реальности загрузка никогда не бывает 100%-ой, да и приведенные расчеты просто для примера). В пределах этих параметров можно с ними играться, оптимизировать и улучшать, но по факту, чтобы сделать х10 — вам придется построить 10 ресторанов, со всеми вытекающими сложностями.
Это и есть тот самый фактор масштабирования. Для информационных сайтов, это, к примеру, число статей — хочешь в 10 раз больше трафика — опубликуй в 10 раз больше статей. Как правило, это самое масштабирование ведет к увеличению накладных расходов, раздутию ФОТ, и в неумелых руках обороты растут, а прибыль наоборот падает (к примеру, если в примере ресторана выше увеличить зал в два раза — что потребует увеличение кухни и числа официантов, но при старой проходимости это не увеличит выручку). В онлайне своя специфика, но и там происходит ровно тоже самое.
Просчитайте, каким образом вы можете увеличить обороты и прибыль в вашем бизнесе, к примеру, в 10 раз, и что вам для этого потребуется (обратите внимание — как правило, после первого удачного опыта люди сильно преувеличивают свои способности, думая, что 2-3-5 сайт/игра/точка продаж/бизнес будут такими же прибыльными и простыми, как и первый. Реальный мир быстро разрушает эти фантазии, и начинается изучение системности)
4. Объем рынка
Так же вытекающий из прошлого пункта ограничивающий фактор. Если через фудкорт в день проходит 3.000 человек — привлечь больше этого числа вы не сможете (именно фудкорт — в особый ресторан люди могут и через весь город съездить). Выписанные по семантике статьи не принесут внезапно больше трафика, чем было заложено в этой семантике (на потоке, а не единичные случаи).
Объемы рынка чаще всего переоценивают — вам кажется, что каждый второй ваш потенциальный клиент, но на самом деле это не так. В случае же популярных услуг — то идет недооценка конкуренции, из-за которой вновь переоценивается число доступных клиентов.
Чем больший объем рынка планируется к покорению — тем больше денег можно вложить в бизнес. И наоборот, в маленьком проекте вы быстро упретесь в потолок, и будете вынуждены делать новый проект. Очень простой тест — спрашивать себя, может ли рассматриваемый вами бизнес приносить в месяц 100-1000к в месяц, что для этого нужно, и насколько корректно вы эти параметры просчитали. Нет смысла всерьез заниматься проектом, максимальная прибыль которого составляет 10к рублей, если ваша цель 500к.
Типичный цикл бизнеса
Началось время офигительных историй) По личному опыту, а так же по опыту многих знакомых, есть вполне типичный путь:
1. Появляется идея бизнеса (сайта например)
2. Анализируем конкурентов, рынок, задачу
3. Делаем MVP или полностью проект
4. Получаем какой-то результат, вносим коррективы, улучшаем
5. Начинаем зарабатывать с проекта
К правило, на этот цикл уходит 6-24 месяца, и разумеется после каждого пункта есть вариант дропнуть проект (анализ показал бесперспективность, не удалось найти исполнителей, нет результата, нет прибыли). Даже самые мелкие сайты можно рассматривать как подобные минипроекты.
И вот 6-м пунктом у нас начинается попытка масштабировать этот бизнес, и в 9 случаях из 10 он проваливается, и мы получаем в руки очередной чемодан без ручки. И проблема как правило именно в том, что человек не может вкладывать деньги и получать при этом стабильный результат, либо этот результат находится ниже точки безубыточности, либо нет денег (самая частая отмазка, и самая редкая реальная причина). Типичные проблемы:
1. Масштабирование требует новых рабочих рук, а у меня лапки
2. Второй проект по образу первого проваливается на рынке
3. Рынок для продукта мизерный, все каналы привлечения клиентов уже выжаты
4. Нужно закопать деньги на 1-2 года до первого результата
5. С увеличением объемов доходность кратно падает
6. Бизнес завязан исключительно на личную экспертизу
7. За время «раскачки» до оборотов рынок изменился
И многое, многое другое. Понятное дело, что этого не избежать, и вы должны сами набить шишки, чтобы понимать процессы. И, раз уж вы вышли на доход 100-200к со своих проектов — голова на плечах у вас имеется, и вопросы масштабирования нужно оценивать еще на 1-2 этапе работ.
Типичный пример — покупка vs создание сайтов. С одной стороны, очевидно, что вложить деньги и сразу же получить 10% доходности в месяц намного выгодней, чем вложить деньги, менеджерить сотрудников, ждать год, и после этого получать те же 10% доходности. Но стоит углубится — и становится понятно, что с ростом стоимости покупных сайтов, а так же роста их числа — точно так же начинает требоваться менеджерские скиллы, а самое важное — доходность сильно падает (чем крупнее сайт — тем дороже его продают относительно его дохода). Вам может несколько раз повезти, особенно на небольших сайтах, но при системной работе вы скатываетесь по эффективности (не говоря уже о том, что предложение на рынке ограничено).
Информационные же сайты, наоборот, таких недостатков не имеют — вложения в них достаточно линейны на масштабе 10к-10кк, задачи для делегирования достаточно просты, рост прогнозируем. Ну, если считать в реалиях года так 2017-го, сейчас конечно же ситуация другая (к примеру, реалити фсео на момент написания отчета имела доходность 12-18% годовых, см. первый пункт данного поста). И да, однозначного ответа, какой способ лучше, попросту нет — все зависит от индивидуальных условий, опыта и скиллов. Но данный пост и не ставит вопрос того, что лучше — лишь то, на что стоит обратить внимание, когда вы хотите масштабироваться.
Юнит экономика
Если мы сведем все факторы масштабирования, мы придем к следующему: идеальный бизнес должен иметь хорошую доходность, быстрый цикл окупаемости вложенных средств, иметь возможность наращивать обороты простыми методами, и иметь достаточно объемный рынок. Как только все звезды складываются, бизнес превращается в своеобразный горшочек с баблом, в топку которого нужно закидывать все больше и больше денег — и он будет варить все больше и больше каши, с учетом реинвеста — с ростом в геометрической прогрессии. Причем с такими условиями нет никакой проблемы находить деньги для сжигания — банковские кредиты под 15-30% годовых, кредитные карты, прямые займы, прием инвестиций, реинвест. И он будет расти ровно до тех пор, пока позволяет объем рынка.
Проще всего это показать на юнит-экономике цифровых товаров. Представим, что вы создали игру для смартфона, которую продаете по 99р (опустим первоначальные затраты на это), и начали её раскручивать. И это у вас получается настолько хорошо, что вы умудряетесь на каждые 50р, потраченных на маркетинг, получать одну продажу — то есть получили доходность в 40% (еще 30% от стоимости приложения забрал аппстор), с холдом выплаты в 30-60 дней. Ваши действия в этот момент? Очевидно, что просто найти как можно больше доступных денег, и вбросить их в рекламу. Вы берете миллион рублей в кредит или у инвестора, тратите их на маркетинг, получаете 20к инсталлов, через месяц получаете выплату, отдаете кредит, и получаете прибыль в 400к. И так вы повторяете до тех пор, пока не выжмете весь текущий рынок (РФ, к примеру), после которого цена одной продажи не начнет превышать доход от неё (это может быть временное ограничение — к примеру, через три месяца после старата продаж, или объемом — к примеру, не больше 50к инсталлов в месяц с этой стоимостью). После чего вы тратите деньги на локализацию, и начинаете окучивать другие гео.
CAC — Customer Acquisition Cost. LTV — Lifetime Value. CAC > LTV = PROFIT
Да, это заведомо утрированный и нереалистичный пример, это лишь иллюстрация правильного подхода. Если привлеченный за 100р клиент приносит вам 10р дохода — этот канал не принесет прибыли. Если вы не знаете, как получать прибыль от человека — тем более. Если объем рынка вашего продукта 1.000 человек — вы быстро упретесь в этот потолок. Если вам нужен год, чтобы отбить вложенные средства — то мультипликация результата займет прорву времени, и потребует куда больше инвестиций. Если рост клиентский базы требует новых человеческих ресурсов — ваша скорость роста упирается в скорость найма новых сотрудников (к примеру, онлайн школа английского ограничена числом доступных преподавателей).
Отмечу, что в реальном мире подобные сверхдоходы как правило либо нарушают какие-то правила/законы, имеют ограниченное время работы, либо достаточно быстро пополняются конкурентами. Это включает в себя и разнообразные уязвимости и уловки (в том числе поисковую оптимизацию), обход ограничений (реклама казиношки), и прочие высокорисковые вещи. Но бывают и исключения.
Важность маркетинга
Несложно понять, насколько для масштабирования важен именно маркетинг — это основной драйвер роста. Это ваше SEO так же является маркетингом, только с массой ограничений (если сео это единственный эффективный способ привлечения пользователей для проекта — то это провал). Продукт без маркетинга — это как оружие без боеприпасов, оно бесполезно. Я очень часто из уст сеошников слышу злобное осуждение Яндекса за все новые блоки рекламы и своих сервисов в выдаче, но ни один из них не подумал о том, чтобы разобраться с директом и привлекать клиентов для своих проектов оттуда. Если задумаетесь об этом, то с точки зрения масштабирования платные рекламные каналы намного предпочтительней «бесплатных». Тут конечно самое место рекомендации рекламного курса, не буду вас разочаровываться, пожалуйста — Константин Живенков, Эффективная реклама в Яндекс.Директ =) (а если серьезно — то инфы в интернете полно, но главное — это практика)
Но в целом все обстоит именно так — масштабирование через платный маркетинг это наиболее эффективный метод, имеющий минимум накладных расходов, и к тому же очень быстрый. Не самый простой, конечно же, зато с быстрой обратной связью, что позволяет быстро самосовершенствоваться. Поэтому я бы на вашем месте внимательней присмотрелся к данному каналу, и его применимости для ваших вводных данных — либо создания продукта именно под платный маркетинг (что рекомендовано для всех MVP). Это самая популярная проблема разработчиков — сначала полгода пилить проект мечты, и только потов проверить спрос, либо вообще забить на маркетинг а-ля «хороший продукт сам найдет клиента» (нет).
Даже с точки зрения вебмастера — подумайте, вы работаете над увеличением посещаемости сайта, боретесь с фильтрами, МПК, конкурентами и прочим, и при этом показываете контекстную рекламу — которая часто платит вам копейки за рекламу. А где-то там, с другой стороны монитора, человек по щелчку мыши имеет доступ к рекламе на всех ваших сайтах, не важно на какой сайт в выдаче кликнул посетитель — он все равно его выловит и покажет ему свою рекламу, если он его еще до выдачи не привлек. И ему неважно, где какой сайт забанили, и кто его обошел, не нужно ждать пока алгоритмы сработают. Да, он платит за каждый клик — но если сходится юнит-экономика, то это и не важно, ведь главное — это чистая прибыль и возможность масштабирования. И он может разом увеличить поток людей в 10-100-1000 раз, просто увеличив лимиты, расширив таргетинг или увеличив цену выкупа — то, что для вас займет либо годы, либо вообще в приницпе нереализуемо.
Но, вновь отмечу, что все это очень упрощено и утрированно, в реальном мире свести дебет с кредитом на покупной рекламе — тот еще квест) Тем менее в этом что-то есть. Не особо годится для выводов, но свое графоманство я на сегодня утолил, а дальше разгонять телегу уже смысла нет) И да, в 90% случаев ответ на вопрос «как мне масштабировать заработок на Х» — ответ крайне простой — делать более подходящий проект, потому что Х не вписывается по необходимым параметрам.