Альтернативы адсенсу

Монетизация — краеугольный камень всего сайтового бизнеса, и именно скиллы в этой области отделяют новичков от профессионалов. По сути, это и есть то, чем занимаются вебмастера — пытаются больше заработать на рекламе, разными методами (увеличение трафика, выбор ниши, выбор партнерок и рекламных форматов), честными и не очень.

Опустим очевидный вариант — адсенс и РСЯ, там уже и так всё понятно, и вопрос уже в более эффективном размещении блоков и наращивании посещаемости. Допустим, этот вариант не доступен — нет аккаунта, или сайт нельзя туда добавить. Что дальше? У меня есть несколько сайтов, которые забанены в адсенсе по разным причинам, и последний месяц-два я упорно пытаюсь найти другие способы монетизации. До уровня адсенса еще далеко, но прогресс есть. Сайт для экспериментов с ±3000 уников в сутки и примерно 8 показам на уника (что нетипично).

Advertur / RTB.sape.ru

Со стороны кажется хорошим вариантом, стандартные блоки, нормальная реклама, первые дни даже доход бывает нестыдный. Но затем проявляет себя то, что это система продажи рекламы за показы, а не за клики — так что снижается и процент выкупа, и CPM падает до совсем копеечных 2-4 рублей.

RTB.sape — то же самое (они делят общий пул рекламодателей), только статы там с двухдневной задержкой, есть видеореклама (которая тоже выкупается очень плохо).

Плюсы: белая хорошая реклама
Минусы: очень маленький доход, но может работать как доп.блок в сайдбаре например, особенно на сайтах с большим числом просмотров
Вердикт: в топку

Тизеры: Marketgid / Bodyclick

Достаточно трешовый вариант, и нужно использовать аккуратно, чтобы не превратить сайт в свалку. Крупные сети имеют тонкую настройку внешнего вида, категорий и стопслов, что позволяет вытянуть аккуратно выглядящий и не кричащий блок без желтушных тизеров (с некоторым уменьшением прибыльности) — даже обернуть его в формат статичного баннера. Оплата за клики дает более стабильный и прогнозируемый доход, тизеры арбитражников сами сортируются по эффективности, и несмотря на дешевизну кликов — суммарно они вытягивают до 10р CPM. Это для маркетгида, где нужно иметь 500+ уников в день. Для него я так же потратил полчаса, чтобы выписать стоп-слова на тизеры с неприятным контентом.

Бодиклик, на мой взгляд, похуже, больше способов хитро сливать пользователей, и при этом менее доходный (хоть сравнение и не совсем точный a/b тест — скорее, поверхностный). Зато принимают всё подряд.

Есть еще десятки тизерных сетей, в том числе тематичных (тот же Mediavenus для женских сайтов).

Плюсы: доступен почти любым сайтам, оплата за клик (есть смысл улучшать кликабельность и вытягивать CPM)
Минусы: очень желтушный, нужно фильтровать, доход низкий
Вердикт: используя в определенных местах (витрину после статьи например), можно вытянуть до уровня 10-30% от дохода адсенса

Видеореклама

Для меня это достаточно новый формат, при этом есть и вполне белые ПП для хороших сайтов — Nativeroll например. Мелкие говносайты туда не принимают, к сожалению, а добавлять к сайтам с адсенсом смысла не вижу. Пробовал несколько партнерок — многие начали их выкупать, кто-то тормозной, где-то код конфликтный, где-то не платят.

В итоге окольным путями вышел на Fresh video, местечковая ПП с простеньким кабинетом, зато нормально работающая. Как и в случае с адвертуром, это оплата за показы, и пусть даже она хорошая (80р CPM), но процент выкупа решает. Плюс в том, что если для пользователя ничего нет — то и реклама никакая ему не показывается, и не отвлекает.

Плюсы: универсальный формат, есть белые ПП
Минусы: тяжелый формат, особенно если всякие автоплеи со звуком (можно отключить или не использовать такие ПП)
Вердикт: даже с небольшим процентом выкупа свою копеечку приносит, на уровне тех же 10р общего CPM

Offergate Web Push

Новая тема — пуши. Нативно используется для 90% белых сайтов и сервисов, что дико бесит (до сих пор не понимаю, кто ими вообще пользуется). Есть разные партнерки и офферы, я остановился на оффергейте — там можно накапливать подписки, и получать деньги за каждый показ им рекламы — до тех пор, пока они не отпишутся. Если на сайте нет SSL — запросы идут через их домен, что снижает конверсию (стата тестируемого сайта):

Гораздо эффективнее работает на сайтах с SSL, и на некоторых тематиках. Вот пример игрового даунлоад сайта с десктоп трафом, 3к уников, на SSL:

На сайтах без SSL эффективность падает раза в три, на мусорном трафике даже с SSL — еще ниже. Адсенс на этом сайте приносит 2$ = 120р в день, RPM $0.53, с учетом его churn rate (отписок) через месяц он обойдет по доходу адсенс, а после отключения — будет угасать в течении трех месяцев.

Пока что ПС (в особенности Яндекс) никак не реагирует на данный формат, а если быть точнее — не может отличить рекламные пуши от СДЛьных, учитывая, сколько топовых СМИ их использует (практически все). Хотя толокеры смогут это обойти, и со временем конечно будет наведен порядок с тем, во что превратили данный формат (не только со стороны ПС — но и браузеры). Но в 2018-м думаю это будет хорошо работать.

Другие ПП, если не ошибаюсь, поддерживают и мгновенный выкуп подписок, что дает быстрый и хороший результат. В случае подписок — эффективность от 0.2% до 3% (сколько подпишутся по показам), впоследствии с общего числа подписчиков идут показы по 20-40р CPM. В данный момент у меня еще не собралось достаточно статистики, чтобы выяснить среднее время жизни подписчика, либо время угасания (когда люди совсем перестанут подписываться).

Плюсы: никак не конфликтует с другой рекламой на сайте, возможность накапливать подписки и получать доход после ухода пользователя с сайта
Минусы: дополнительный клик для заходящих пользователей (уже привыкших, впрочем — так же как и согласие на обработку кукисов/перс.данных, куда злые люди могут запихать рекламную ссылку и получить CTR 50%). Для сайтов без SSL доход намного меньше. Возможно последуют санкции.
Вердикт: темная лошадка. На некоторых сайтах работает очень хорошо, на других — отвратительно.

Прямые/товарные ПП

Сколько я их перебробовал… Почти никогда не работает для рандомных сайтов, а уж тем более для мелких — замучаешься искать офферы, и впоследствии — просто бесплатный траф для них поставлять. Но есть определенные комбинации, вроде сайт с шаблонами для сайтов — и партнерка конструктора сайтов, или сайт про какую-то онлайн деятельности — и партнерка кворка для желающих на этом заработать или воспользоваться услугами. Зачастую, если сайт тематичный, либо большой трафик, и вы позаботились оставить контактные данные — менеджеры партнерок сами вас найдут, а там уже смотреть по предложению и результату.

MobZilla

Это уже на грани фола, использую только на совсем убогих сайтах. Мобильный попап, напрямую на вап не сливающий, но за 3G рекламу плятящий куда больше. В принципе, можно только этим пользвоателям и показывать. Яндекс пока что смотрим сквозь пальцы. Доход прыгает от дня к дню, нестабильный.

Плюсы: не конфликтует с другой рекламой на сайте, можно показывать только мобильный юзерам с 3G
Минусы: нестабильный доход, почти вап

Прочее

Я не стану касаться темы вап-подписок и кликандера — это более актуально для доров, чем нормальных сайтов, и активно карается поисковиками. Аналогично — многое в мобильной рекламе, которая даже нативная у адсенса — очень кривая и неэффективная, и куда больше мешает пользоваться сайтом.

Майнинг — приносит копейки и перегревает даже мощные ПК, тоже не рассматриваю.

Результат:

Сайт с блоками ссылок адсенса приносил 300р с тысячи посетителей, в время пика декабря-января
Тот же сайт, обычные блоки — 150р RPM
Тот же сайт, умеренно завешанный тизерами, видеорекламой и пушами — 40-60р CPM

Второй сайт (бодиклик + видео + мобзила) — около 30р CPM, при адсенсовых 70р (с забавным бонусом — Яндекс повесил фильтр за блоки ссылок, а когда вместо них появились галимые тизеры и видеореклама — снял и вновь стал давать трафик).

Выводы:

1. Был бы траф — а свою копеечку с него можно заработать, особенно если трафа достаточно много. Но вместе с тем — если с адсенсом у вас не сложится (полистайте правила, какие сайты нельзя там монетизировать — варез например), это сократит доход в 2-3 раза, и если вы переоценили сайт — вам это выйдет боком (первый сайт например теперь тащит с ROI 1.5% — на акциях и то больше можно получить).

В 90% случаев адсенс/РСЯ будет прибыльней любой другой ПП, особенно на длинной дистанции и с нормальным расположением блоков. При наличии адсенса имеет смысл лишь дополнительно монетизировать, а не заменять адсенс на другие партнерки

2. Новые форматы на некоторых сайтах работают изумительно, и не использовать их — просто терять деньги, время на окупаемость сайта и сокращать оборачиваемый капитал. Те же блоки ссылок — ну да, ополчился на них Яндекс, месяц сайты терроризировал, но так вернул же все на свои места вместе с трафом. За год размещения блоков ссылок я успел окупить все сайты с ними, вытащить $12.000, купить еще подобных сайтов под блоки ссылок, и их тоже окупить, а после МПК фильтра — просто заменил их на обычные блоки как ни в чем ни бывало, ровно с тем же трафиком и все еще хорошим доходом.

Те, кто этого не сделал — не получили такого бонуса, и немного отстали по наращиванию капитала. И если на поздних стадиях такая беготня уже утомляет, особенно по сравнению с рисками (ведь после МПК фильтра траф мог бы и не вернуться — и на некоторые сайты он и не вернулся), но на начальных этапах — это экономит годы. Сам же блоки ссылок ничего плохого из себя не представляют, просто формат рекламы, на которую люди и так кликают. ПФ от этого существенно не падают (у меня, во всяком случае — не знаю как на малостраничниках), пользователи продолжают пользоваться сайтом (если он делает то, что от него ожидают пользователи).

Я не сравниваю это с деструктивными рекламными форматами — теми же инсталлами, вап-подписками, смсками и прочее. Нужно просто знать меру и границы, и не быть ни слишком жадным, ни слишком консервативным. В любом случае реклама — это нарушение границ для пользователя, и люди будут недовольны любой рекламой в любом формате, не зря адблок распространяется — это просто психологический блок (так же как на рефки в данном посте). Тот, кто словил тренд — уже имеет такие статы:

Стата Maestro, с подачи которого я тестировал некоторые ПП из списка — в том числе и пуши.

А ведь это всего лишь дополнительный заработок с сайтов, не основной. И разумеется, нужно изначально иметь сайты с хорошим трафиком, чтобы реализация таких новых форматов дала существенный эффект. Но самое главное — это видеть такие варианты, и использовать их.

Это не означает, что надо прям сейчас бежать и завешивать свой сайт с 300 уников тизерами, видеорекламой, пушами и т.д.) Но и упускать некоторые возможности, если они есть и вписываются в ваши моральные нормы о том, что может быть на сайте — недальновидно.